Категория

Новости
27.12.22
Подготовлена резолюция Восьмого Всероссийского форума « Национальная система квалификаций России»

Письмо Председателя Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным коммуникациям А. Шохина

 

Приложение к письму — Резолюция VIII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России»

 

Восьмой Всероссийский форум «Национальная система квалификаций
России» состоялся под эгидой Национального совета при Президенте
Российской Федерации по профессиональным квалификациям при поддержке
и участии Российского союза промышленников и предпринимателей и
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации, профсоюзов России.
Форум собрал более 5,4 тыс. представителей органов государственной
власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям,
федеральных учебно-методических объединений, ведущих предприятий,
образовательных и научных организаций.
В рамках проводимых на площадке форума онлайн-марафона и четырех
тематических панельных дискуссий и пленарного заседания обсуждались
актуальные вопросы функционирования и перспектив национальной системы
квалификаций, в том числе задачи совершенствования нормативной правовой
базы, развития региональных сегментов национальной системы
квалификаций, повышения качества профессионального образования и
системы профориентации, модернизации системы профессиональных
стандартов и квалификаций, реализации профильных федеральных проектов.
Обсудив итоги и перспективы развития национальной системы
квалификаций, участники Восьмого Всероссийского форума «Национальная
система квалификаций России» приняли следующие рекомендации.

 

Считать приоритетными направлениями развития национальной
системы квалификаций:
развитие профессиональных стандартов и квалификаций:
– повышение гибкости системы разработки профессиональных
стандартов и квалификаций, включая оптимизацию процессов и сокращение
сроков их разработки, обеспечение их своевременной актуализации с учетом
технологических изменений;
– формирование межотраслевых рамок квалификаций по «сквозным»
видам профессиональной деятельности с выделением общепрофессиональных
трудовых функций, необходимых знаний и умений для укрупненных групп
профессий;
– формирование информационной системы сопряжения
профессиональных стандартов, квалификаций, общероссийских
классификаторов и квалификационных справочников в сфере труда и
образования;
совершенствование системы подготовки кадров:
– активное вовлечение работодателей и их объединений в разработку и
реализацию образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования и профессионального обучения, в том числе:
за счет развития механизмов проектного обучения, привлечения
специалистов-практиков к преподавательской работе в образовательных
организациях;
расширения участия представителей ведущих компаний в
академических советах образовательных программ;
формирования благоприятных условий для создания совместных
структурных подразделений и предприятий образовательных организаций и
индустриальных партнеров;
расширения практики взаимодействия вузов и корпоративных
университетов;
– развитие механизмов профессионально-общественной аккредитации,
включая:
законодательное закрепление приоритета советов по профессиональным
квалификациям в организации профессионально-общественной
аккредитации, распространение отработанных в национальной системе
квалификаций нормативно-методических подходов к проведению
аккредитации профессиональных образовательных программ на всех
участников процедур профессионально-общественной аккредитации;
включение в показатели аккредитационного мониторинга сведений о
наличии результатов внешней оценки качества образовательной программы,
которая может осуществляться при проведении работодателями
профессионально-общественной аккредитации;
формирование сервисов, информирующих об образовательных
программах, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, а
также способствующих цифровизации процедур профессиональнообщественной
аккредитации;
– масштабирование практики получения профессиональной
квалификации в рамках освоения образовательных программ высшего и
среднего профессионального образования, совмещения процедуры
государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся по
программам высшего и среднего профессионального образования с
процедурой независимой оценки квалификации, переход из режима
эксперимента и апробации в режим массового внедрения указанной практики
в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего
образования;
совершенствование системы независимой оценки квалификации:
– повышение востребованности инструментов и механизмов
независимой оценки квалификации, в том числе по направлениям
подтверждения результатов образования, оценки квалификации персонала на
предприятиях и в организациях, оценки квалификации привлекаемых
иностранных трудовых мигрантов;
– расширение практики обязательного прохождения независимой
оценки квалификации по видам профессиональной деятельности, выполнение
работ по которым связано с повышенными рисками причинения вреда жизни,
здоровью и (или) имуществу граждан либо имуществу юридических лиц,
ущерба обороне и (или) безопасности государства;
– повышение качества услуг проведения независимой оценки
квалификации, в том числе через расширение возможностей проведения
независимой оценки квалификации дистанционно с использованием
прокторинга, расширение охвата квалификаций при проведении пробных
(демонстрационных) экзаменов, обеспечение возможности онлайн-записи на
прохождение процедуры оценки квалификаций, расширение информирования
соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному
прохождению независимой оценки квалификации;
– развитие финансовой модели независимой оценки квалификации с
учетом необходимости оптимизации стоимости процедур независимой оценки
квалификации, включая повышение прозрачности тарификации услуг
независимой оценки квалификации, расширение перечня налоговых льгот в
отношении независимой оценки квалификации, устранение
административных барьеров в финансировании независимой оценки
квалификации для государственных и муниципальных учреждений, а также
организаций, цены на продукцию которых регулируются государством;
– обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов
независимой оценки квалификации, включая увеличение количества
разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств, расширения
географии присутствия центров оценки квалификации и экзаменационных
площадок, минимизации административных барьеров, препятствующих
деятельности центров оценки квалификации и советов по профессиональным
квалификациям;
развитие национальной системы квалификаций в субъектах Российской
Федерации:
– распространение лучших практик субъектов Российской Федерации в
области развития национальной системы квалификаций, в том числе
формирование базы лучших практик для органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
– поддержка совместных проектов советов по профессиональным
квалификациям и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, региональных методических центров, направленных на развитие
региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций,
улучшение качественных характеристик рынков труда субъектов Российской
Федерации, региональных систем профессионального образования и
профессиональной ориентации;
развитие информационных систем национальной системы
квалификаций, включая:
– развитие возможностей взаимодействия сервисов и информационных
систем национальной системы квалификаций и сферы профессионального
образования;
– развитие сервисов в области профессиональной ориентации, включая
расширение набора доступных онлайн профориентационных тестов и
обеспечение адресации по результатам их прохождения на релевантные
профориентационные и образовательные программы;
– развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения
имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями,
требуемыми для выбранной профессиональной квалификации,
предоставляющих рекомендации относительно выбора соответствующих
образовательных программ и возможности оценки квалификации.

 

Рекомендовать:
Национальному совету при Президенте Российской Федерации по
профессиональным квалификациям в 2023 году утвердить:
– план мероприятий по развитию системы профессиональных
стандартов и квалификаций на 2023–2024 гг.;
– план реализации основных направлений развития информационных
систем национальной системы квалификаций на период до 2025 года;

Правительству Российской Федерации поручить федеральным органам
исполнительной власти обеспечить выполнение:
– плана мероприятий по развитию системы профессиональных
стандартов и квалификаций на 2023–2024 гг.;
– плана реализации основных направлений развития информационных
систем национальной системы квалификаций на период до 2025 года;

руководителям высших органов государственной власти субъектов
Российской Федерации:
– предусмотреть формирование инфраструктуры для поддержки на
региональном уровне внедрения новых профессиональных стандартов,
процедур независимой оценки качества подготовки кадров в соответствии с
документами, принятыми Национальным советом при Президенте Российской
Федерации по профессиональным квалификациям;
– обеспечить поддержку участия работодателей в ресурсном
обеспечении образовательной деятельности, в том числе через установление
инвестиционных налоговых вычетов в отношении пожертвований на цели
реализации образовательных программ в соответствии с положениями
Федерального закона от 4 ноября 2022 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в
статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
– осуществлять в рамках реализации мер, направленных на содействие
занятости, компенсацию затрат безработных граждан, связанных с
прохождением процедуры независимой оценки квалификации;
– осуществлять поддержку программ дополнительного образования
граждан с учетом опыта реализации федерального проекта «Содействие
занятости».

 

Подробнее о VIII Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России»